«Готовность ребёнка к школе» - что это такое?
Что представляет
собой готовность к школьному обучению. Прежде всего,
хочется сказать, что готовность к школьному обучению понятие не
педагогическое, а скорее психологическое, даже психофизиологическое.
| |
Говоря
научным языком, готовность заключается в созревании у ребенка некоторых функций
психики. Можно провести аналогию с моментом, когда ребенок начинает ходить.
Чтобы он был готов сделать первый шаг, необходим достаточный уровень развития
мышц ног, спины, уровня координации движений.
Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью
специальных упражнений, но очень слабо, человеческое развитие все же идет по
своим законам. Это же касается и готовности к школе, с той лишь разницей, что
эта готовность – более сложное образование, состоящее из нескольких
компонентов.
По сути, психологическая готовность к
школе во многом предопределяет будущую успешность. Школьные психологи знают,
что если ребенка приняли в школу, несмотря на его неготовность, например, по
настоянию родителей, то у него с большой вероятностью к концу первого полугодия
будет признана так называемая «школьная дезадаптация».
Так что диагностика готовности
ребенка к школе, безусловно, важна. Но не для того, чтобы поступить в нужную
школу, а для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку, готов ли он сесть
за парту именно сейчас.
Важные компоненты, по которым можно
оценить готовность ребенка к школе.
1 Саморегуляция – основа готовности к школе.
Первый и один из самых важных
компонентов – саморегуляция. Примерно к семи годам у ребенка формируется
совершенно новый механизм психики – он
учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с
трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет не говорить, черное и
белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с
заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали
заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых,
а ему хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или
слезы? Конечно нет, и он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет
механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью,
эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой и легко запомнить стихотворение,
но только если его эмоционально зацепило занятие, то есть делает он это
непроизвольно.
Для обучения же в школе механизм
произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от
запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока
тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 40 минут на уроке!
2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
Диагностируя школьную готовность,
психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив для успешности
обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в
шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом
считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»).
Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот
мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом
может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в
школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение
может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет,
что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и
нужно действовать.
3 Социальная готовность к школе.
Еще один компонент. Социальная
готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими
людьми – со сверстниками и взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность
часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к
достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что
ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в
семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со
сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
На застенчивого ребенка может оказать
негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому
не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи
учителя и другие самые разные трудности.
4 Интеллектуальная готовность к школе.
Для того чтобы успешно учиться,
ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций –
памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе мы, обычно,
много внимания уделяем развитию именно этих характеристик. Но, как уже
упоминалось, это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в
процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще,
то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.
Развивать познавательные функции при
подготовке к школе нужно через интересную
для ребенка игру. Не будем здесь останавливаться на перечислении конкретных
развивающих игр, их описано довольно много в специальной литературе для
родителей.
5 Успешный школьник – здоровый школьник.
На самом деле, поступление в первый
класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для
ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть
оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе,
много двигаться, по возможности, заниматься спортом.
Если у ребенка ослабленное здоровье,
нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для
него так называемую «школу здоровья», где наряду с общеобразовательными
задачами решаются и проблемы оздоровления детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий